21 мая в 7 избирательных округах области пройдут выборы акимов, передает корреспондент Qyzyljarnews.kz.
Политическая кампания будет проводиться в соответствии со статьей 113-1 Конституционного Закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».
— В связи с досрочным прекращением полномочий акимов на 21 мая 2023 года назначено проведение прямых выборов акимов сельских округов, — говорится в сообщении избирательной комиссии СКО.
Выборы акимов пройдут в 7 сельских округах области:
1) Власовский сельский округ Аккайынского района;
2) Ивановский сельский округ Аккайынского района;
3) Черкасский сельский округ Аккайынского района;
4) Архангельский сельский округ Кызылжарского района;
5) Дружбинский сельский округ района имени Габита Мусрепова;
6) Кулыкольский сельский округ Уалихановского района;
7) Городецкий сельский округ района Шал акына.
12 апреля 2023 года состоялось заседание Северо-Казахстанской областной избирательной комиссии, на котором был рассмотрен календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов акимов, утвержден порядок работы членов областной избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов акимов. Рассмотрен вопрос о разработке избирательной документации в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.
В ходе заседания были рассмотрены и другие вопросы.
По всем вопросам повестки дня приняты соответствующие постановления.
Гражданин Республики Казахстан для избрания акимом города районного значения, села, поселка, сельского округа должен соответствовать требованиям, предусмотренным Конституционным Законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», статьей 36-2 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.
В соответствии с Конституционным законом О выборах акимами города районного значения, села, поселка, сельского округа не могут быть избраны:
— лицо, судимость которого не погашена или не снята в установленном порядке;
— лицо, признанное судом в установленном законом порядке виновным в совершении коррупционного преступления и правонарушения, связанного с коррупцией.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» аким города районного значения, села, поселка, сельского округа избирается населением соответствующей административно-территориальной единицы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права тайным голосованием сроком на четыре года из числа граждан Республики Казахстан, достигших двадцати пяти лет.
Также к кандидатам предъявляются требования, предусмотренные законодательством о государственной службе:
— требования, по которым гражданин не может быть принят на государственную службу;
— соответствие кандидата на данную должность (категория Е-R-1) квалификационным требованиям.
Кандидаты в акимы могут быть представлены следующими способами:
— из числа своих членов политических партий, зарегистрированных в установленном порядке. На данный момент политическая партия имеет право выдвигать только одного кандидата в одном избирательном округе;
— путем самовыдвижения при поддержке не менее 1% от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа, имеющих право голоса.
Если на дату окончания срока выдвижения к акиму города районного значения, села, поселка, сельского округа выдвинуто менее двух кандидатов, то районная (городская) избирательная комиссия продлевает срок выдвижения кандидатов на срок не более трех дней.
При этом аким района вправе по согласованию с местным сообществом выдвинуть соответственно двух или одного кандидата в случае отсутствия выдвинутых кандидатов или выдвижения только одного кандидата на день окончания срока выдвижения.
Никто не может быть выдвинут кандидатом в более чем одном избирательном округе.
Более подробную информацию о выборах акимов можно получить на интернет-страницах территориальных избирательных комиссий, расположенных на сайте районных акиматов.