Эти бессмертные строки Андрея Дементьева время от времени приходят на мою память, как укор. Каюсь, отношусь к числу неблагодарных учеников, редко вспоминающих о своих наставниках. И как хорошо, что есть этот замечательный праздник – День учителя, который дает повод нам, неблагодарным ученикам, вспомнить о тех, кто щедро делился с нами своими знаниями, побуждал задумываться о многих вещах и, несомненно, сыграл большую роль в нашей судьбе, в выборе жизненного пути…
Владимир Тадеушевич Андриевский – личность широко известная в Северном Казахстане. Кто-то знает его как оппозиционного политика, человека, занимавшего определенные должности. А для меня он – Учитель…
Владимир Тадеушевич приехал в наше село (тогда оно носило имя Ленина, а теперь это аул Бике в Мамлютском районе) в 1984-ом году. В возрасте двадцати девяти лет он был назначен директором нашей Ленинской средней школы. К этому времени за плечами у него была служба в армии, учеба в Петропавловском государственном педагогическом институте, работа в качестве директора восьмилетней школы в селе Прогресс родного для него Мамлютского района. Как он сам вспоминает, в то время он являлся одним из самых молодых директоров школ в Казахстане. Чтобы получить утверждение на эту должность, ему пришлось ехать в Алматы на собеседование в тогдашнее министерство образования…
Я к тому времени учился в старших классах и с интересом впитывал все то, что он рассказывал нам на уроках истории и обществоведения. Он был строгим учителем, скуп на похвалу, и нужно было основательно усвоить очередную тему урока, чтобы заслужить от него хорошую отметку. Так же педантичен и требователен он был к техническому персоналу школы – ни пылинки, ни соринки не должно было быть в классах и коридорах. Каждую весну он атаковал районный отдел народного образования, чтобы «выбить» побольше извести, краски и многого другого для ремонта школы, и осенью, 1-го сентября, мы входили в неизменно свежевыкрашенные и выбеленные школьные классы…
Нам, юным шалопаям, и невдомек тогда было — а каково это молодому еще человеку тащить груз ответственности за очаг образования, в котором обучалось более четырехсот детей, плюс еще интернат при школе, в котором нужно было ежедневно решать вопросы питания, проживания, учебы и досуга находившихся там детей из близлежащих сел.
В то время в Ленинской средней школе работали выдающиеся педагоги, люди с большим жизненным и профессиональным опытом, носители энциклопедических знаний: Есим Сейтжанович Сейтжанов, Акпан Макишевич Макишев, Досым Жусупович Жусупов, Кошербай Акжигитович Акжигитов, Акатай Бейсембаевич Бейсембаев, Клавдия Кусаиновна Кулакпаева, Раиса Ескеновна Малаева, Андрей Ефимович Слепцов, Людмила Дмитриевна Приходченко, Артур Викторович Майер и еще десятки замечательных людей, настоящих профессионалов. Можно представить, каково было двадцатидевятилетнему директору, когда кое-кто из этих «мастодонтов» позволял себе на педсовете вступить, мягко говоря, в бурную полемику с другим своим коллегой…
Итогом работы этого мощного коллектива во главе с Андриевским было то, что Ленинская средняя школа являлась в то время одной из образцовых и передовых в районе, дети демонстрировали отличные знания на школьных олимпиадах самого разного уровня, а многие выпускники успешно поступали в престижные ВУЗы, причем, не только Казахстана. Поэтому, наверное, уже в 1986-ом году Владимира Тадеушевича назначили на должность руководителя Мамлютского районного отдела народного образования, и на этом посту он трудился десять лет. В свое время он удостаивался медали «За трудовое отличие», нагрудного знака «Отличник просвещения Казахской ССР». Но я был свидетелем того, как он однажды нарушил закон, причем, из-за меня…
В 1991-ом году после педагогического института я один учебный год отработал учителем в одной из школ Мамлютского района. Во время летних каникул съездил в Кокшетау и договорился о работе корреспондентом в кокшетауской газете «Степные зори». В августе объявился в РОНО и заявил Владимиру Тадеушевичу, что уезжаю в другую область и буду работать там корреспондентом газеты. Учитель мой сначала опешил от моей наглости, а затем сказал: «Ну, ты наглец! Видел в коридоре девушка стоит, плачет? Так вот, она родом из Петропавловска. Единственная дочь своей престарелой матери. Просится после положенной трехлетней отработки в школе нашего района домой, в город. Я не могу ее отпустить, потому что не смог найти ей замену…». Я ответил, что уеду, даже если не получу на руки Трудовую книжку. Немного подумав, Владимир Тадеушевич вызвал секретаря из приемной и продиктовал изумленной женщине текст своего приказа о моем увольнении по собственному желанию. После того, как были исполнены все формальности, он сердито швырнул на стол в мою сторону мою Трудовую книжку и сердито сказал: «Иди! Может, хотя бы журналист из тебя хороший получится…»
С тех пор буйная журналистская судьбинушка моя помотала меня по городам и весям Казахстана. Спустя много лет, вернувшись в родные края, я вновь повстречал своего Учителя. Напомнил ему про то, как он однажды пошел на серьезное нарушение закона из-за меня, рискуя тогда деловой репутацией, да и карьерой…
-Внимательно слежу за тем, что ты пишешь в газете…Не жалею о том, что поступил тогда так… Ты не подвел меня… Оправдал мои ожидания… — сказал мне Владимир Тадеушевич…
Спасибо, Учитель…