Если оставить цены на бензин и дизтопливо прежними, то Казахстан уже в ближайшее время может столкнуться с тотальными дефицитом топлива. Об этом заявил исполняющий обязанности министра энергетики Болат Акчулаков, анонсируя повышение цен на бензин и дизтопливо, передает передает корреспондент Qyzyljarnews.kz.
В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг: повысить предельные розничные цены, в частности:
• на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 в зависимости от региона до 205 тенге за литр — рост на 11%;
• цена на дизель составит 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тенге — в среднем рост 20%, — сказал Акчулаков на брифинге в СЦК.
Соответствующий проект приказа, по его словам, будет опубликован сегодня.
Акчулаков пояснил, что ситуация в сопредельных странах оказывает значительное влияние на внутренний рынок Казахстана. К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо в России снизились до уровня цен в Казахстане. В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана. Но буквально через месяц пошел резкий рост розничных цен в соседних странах и, как следствие, уже осенью, несмотря на увеличение производства дизтоплива, Казахстан снова столкнулся с его острой нехваткой.
В этом году диспаритет цен сохраняется, заявил Болат Акчулаков. По его словам, в такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно утекать в другие страны в еще больших объемах. Согласно прогнозам, уже в этом году Казахстан может столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тысяч тонн.
— С текущими ценами, сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать. С такой разницей в ценах переток в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом его объемы будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта. Сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу, — резюмировал Болат Акчулаков.
По его словам, если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время Казахстан столкнется с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны, предупредил исполняющий обязанности министра энергетики.
Цена дизтоплива для фермеров остается прежней — 222 тыс. тенге/тонна или 184 тенге/литр на воротах НПЗ (или в среднем 204 тенге/литр с учетом расходов операторов СХТП). Утвержденный объем на весенне-полевые работы — 413 тыс. тонн — будет в приоритетном порядке отгружен операторам СХТП.