Так нужна ли Казахстану АЭС?

Автор: Марат Шынтемиров

Как заявил Президент в Послании, общенацио­нальный референдум по вопросу строительства АЭС сос­тоится 6 октября. И чем ближе это событие, тем больше воп­росов у наших сограж­дан. Зачем нужна атомная электростанция? Сможем ли мы обеспечить объект собственным ядерным топливом и эффективно управлять АЭС? На эти и другие вопросы редакции отвечает председатель Ассоциации развития атомной индустрии РК Алдияр Токтаров.

– Первым делом несколько слов о возглавляемой Вами ассоциации: чем она занимается и каковы ее цели?

– Ассоциация создана по инициативе группы отраслевых экс­пертов и компаний для того, чтобы проводить консультации с государственными органами и представлять общее отраслевое мнение в уполномоченных госструктурах.  Наша ассоциа­ция занимается тем, что объе­диняет бизнес и экспертов, которые могут формировать более компетентную отраслевую повестку, а затем представлять ее в соответствующие органы.

Мы, когда только образовали нашу ассоциацию, предвидели, что наша помощь понадобится именно при подготовке к референдуму. Потому что именно такого рода общественные организации, как наша, могут брать на себя заботу по доведению до населения эксперт­ного мнения.

– А вот представим, что референдум прошел. Допустим, большинство проголосовало «за». Что дальше будет делать ассоциация?

– Как общественная организация будем находиться там, где нужны. Приложим все усилия с нашей стороны для того, чтобы проект строительства АЭС принес максимальное благо для Казахстана. То есть для граждан нашей страны и для бизнеса, который на ее территории находится. Наша цель – чтобы этот проект привел к максимальному скачку для роста и развития казахстанского общества.

– По подсчетам экспертов известно, что к 2030 году в стране будет дефицит электроэнергии в объеме шести гигаватт. Можете объяснить, сколько это, на простом примере?

– Смотрите, необходимый объем годовой генерации для столицы составляет 4–4,5 гигаватта, для Шымкента – около 1,5 гигаватта. То есть дефицит составит годовые объемы потреб­ления двух крупных городов.

Уже сейчас мы покрываем дефицит покупкой энергии из-за рубежа, а к тому времени размеры такого закупа могут дойти до миллиардных объемов в денежном выражении.

Сейчас у нас 66 процентов всей генерации электроэнергии приходится на угольные ТЭЦ и Экибастузскую ГРЭС. Остальное идет за счет ГЭС, газовых электростанций и возобновляемых источников.

То есть уже сейчас они вносят большой вклад. Однако стоит принимать во внимание, что многие ТЭЦ подходят к своему «пенсионному возрасту». И именно эту генерацию придется чем-то замещать. Эта роль в Национальной энергосистеме (НЭС) республики и отводится атомной электростанции.

– Есть такое мнение, что, чем строить АЭС, лучше было бы провести капитальный ремонт и модернизировать все имеющиеся ТЭЦ. Насколько оно верно?

– Надо сказать, у нас накоплены хорошие компетенции по эксплуатации отечественных ТЭЦ. Суть в том, что я не очень люблю на это ссылаться, но в мире сейчас крепнет тренд на уменьшение эмиссии парниковых газов. Казахстан поддержал Парижскую конвенцию, и мы взяли на себя определенные обязательства, и их надо выполнять.

К сожалению, угольная генерация не может обойтись без углеродных выбросов. Поэтому тут еще один аргумент в пользу АЭС.

Также надо сказать, что наше общество смотрит на АЭС как на что-то стране незнакомое. Между тем у нас уже была атомная электростанция, которая когда-то обеспечивала бывший Шевченко (ныне – Актау) элект­роэнергией и пресной водой.

– А если говорить о тарифах на электроэнергию, как АЭС повлияет на этот вопрос?

– По моему мнению, у нас очень дешевые тарифы на электро­энергию, которые сдерживались нерыночными механизмами. И мы пришли сейчас к тому состоя­нию, что у нас вконец износились генерирующие мощности. Полагаю, что тариф будет расти, и нам этого никак не избежать.

Возможно, тариф даже значительно вырастет. То, что АЭС одно­знач­но сможет сделать, – это привести к предсказуемому тарифу, который можно будет использовать для долгосрочного планирования.

Это даст отечественному бизнесу возможность планировать свои расходы, скажем, на пятилетку. Огромный плюс. Есть такая интересная статистика по Европе, в частности по Франции и Германии. У первой 70 процентов генерируемой электроэнергии приходятся на АЭС.

Во Франции значительно вырос тариф на воду и газ, а элект­ричество за последние два десятилетия, если не ошибаюсь, подорожало всего на 15 процентов.

В Германии по каким-то внут­ренним причинам приняли решение закрыть атомную генерацию. И за последние годы у них произошел резкий рост стои­мости электроэнергии. В итоге сейчас бизнес уходит из страны. Происходит ее деиндустриализация. Убыточной становится промышленность, традиционно требующая больших затрат электроэнергии.

То, что АЭС дает, и от чего, на мой взгляд, опрометчиво отказались в Германии, – это надежность генерации и прогнозируе­мая стоимость тарифа.

 

Беседовал Самат Бейсембаев «Казахстанская правда»

Связанные новости

Меншік иесі:  

СҚО әкімдігінің «Қызылжар-Ақпарат» ЖШС.

Яндекс.Метрика

Директор —

Ербақыт Амантайұлы

Сайттың бас редакторы —

Марат Шынтемиров, 333marat@rambler.ru

 

Тілшілер:

Мадина Нуркина, +77057396494, Nurkinamad@mail.ru

SMM-менеджер:

Айжана Шайкенова,

+77782191267

nadyasaf070@gmail.com

@2021 — Designed and Developed by qyzyljarnews.kz