Когда речь заходит о театре, во мне начинается борьба двух противоположностей. Первый, вечно придирчивый абсолютно ко всему, который мне самому неприятен, утверждает: «Не надо ходить на премьеры, так как велик риск разочарования из-за диссонанса между ожидаемым и действительным…».
Второй, благодушный, вечно жаждущий зрелищ и неудержимо любопытный, торопил меня поскорее попасть на премьеру спектакля «Ханума» Авксентия Цагарели в областном театре драмы имени Н. Погодина, несмотря на злую непогоду, которая царила в этот холодный и снежный осенний вечер в нашем городке.
Пока «злыдень» во мне придирчиво следил за происходящим на сцене, «добряк» успел подметить, что в зале нет свободных мест (аншалг полный!) и исполненные на очень хорошем художественном уровне декорации, которые помогали погрузиться в атмосферу старого Тифлиса и стали существенной частью грузинского колорита, в который с головой окунули своих зрителей в этот вечер погодинцы. Столь же ярки и интересны были костюмы на актерах, задействованных в пьесе, за что отдельный респект художнику по костюмам Светлане Таныгиной, ну и, конечно же, художнику-сценографу Руслану Кодзоеву в целом за оформление сцены. Не могу не отметить хорошую работу художника по свету Алексея Мелентьева. В целом о премьерной постановке погодинцев можно сказать, что она получилась добротной и на довольно хорошем художественном уровне (если не зацикливаться на некоторых «шероховатостях», которые, быть может, являются неизбежными спутницами премьер…).
Тот, который злой, не согласен с волнообразным темпо-ритмом, который задан спектаклю режиссером-постановщиком Тимуром Каримжановым. Якобы, размеренный темп в начале пьесы входит в диссонанс с энергичным финалом и создает у некоторых придирчивых и нехороших товарищей ощущение неотлаженности постановки. Этот нехороший человек во мне почему-то считает, что вечная «контра» Ханумы – Кабато в исполнении Ирины Пашкионой, видите ли, больше похожа на Бабу-ягу из детских утренников…
Ну а «добряк» ему возражает, что зато Оксана Розанова убедительна в роли Соны, которая по версии погодинцев взбалмошна и капризна, но, вместе с тем, обаятельно-смешная…
«Отличная работа!» — можно сказать Анатолию Кириллову, который органичен в роли старого князя Вано Пантиашвили, промотавшего все свое состояние и мечтающего закрыть все свои бреши за счет женитьбы на умной, красивой и молодой невесте с богатым приданым. Столь же хорош актер Павел Вилков в роли Акопа Микича. Ну и особый «респект и уважуха» всей мужской половине труппы, задействованной в спектакле и самоотверженно, зажигательно исполняющей танцы в стиле «а ля лезгинка», приводя тем самым в полный восторг благодарную североказахстанскую публику! Восторг этот справедливо адресован также хореографу Жанне Темербаевой, которая приложила свою руку к этой танцевальной феерии на сцене!
«Злюка» с нетерпением ждал сцену «эпической» «битвы» Ханумы и Кабато и сопутствующую ей фразу: «Если женщины дерутся, лучше в драку не встревай!», но не услышал это выражение, ставшее крылатым, благодаря знаменитой постановке Товстоногова. «Благодушный» объяснял это тем, что погодинцы создали свою версию «Ханумы» и вполне правомерно не следуют при этом варианту комедии, предложенной ленинградцами более полувека назад. В любой вариации «Ханума» ненавязчиво и весело учит нас без злости, ехидства и злобы, а по-доброму, с улыбкой смотреть на самих себя и на окружающих. Наверное, секрет огромной популярности этой, в общем, незатейливой пьесы в том, что аналоги Ханумы – этой жизнерадостной и жизнеутверждающей, предприимчивой плутовки найдутся в каждом ауле, селении, деревне и кишлаке и ее непримиримой «контры» Кабато – тоже… Кстати, вошедшая в разряд классических комедия Цагарели, была показана в семидесятые годы прошлого века на сцене Ленинградского БДТ триста раз! Кто знает, может, и на погодинской сцене она получит долгую и успешную прописку…
Марат Шынтемиров