В Департаменте Агентства РК по противодействию коррупции по СКО огласили итоги проведенного госорганом внешнего анализа коррупционных рисков в сфере строительства дорог.
С 2020-го по 2024-ый годы на строительство и ремонт транспортной инфраструктуры в Северо-Казахстанской области было выделено порядка 169 миллиардов тенге. При этом, отмечают борцы с коррупцией, качество дорог оставляет желать лучшего, о чем свидетельствуют регулярные жалобы населения. Низкое качество дорожных работ они связывают с системными коррупционными рисками на всех этапах строительства: начиная от планирования и завершая контролем и приемкой выполненных работ.
Сотрудниками департамента установлено восемьдесят фактов проведения среднего ремонта районных и внутри поселковых дорог без осуществления технического надзора на общую сумму 12,4 млрд тенге, тогда как согласно закона, технический надзор в обязательном порядке должен проводиться на всех объектах строительства.
Однако, как выяснилось, заключение договоров на инжиниринговые услуги не гарантирует качественное выполнение строительно-монтажных работ. Установлены системные факты, когда один эксперт по техническому надзору одновременно осуществляет контроль качества работ на нескольких объектах. В отдельном случае один эксперт вовсе контролирует качество работ на 30 объектах.
Множество вопросов вызывает у Антикора подход местных исполнительных органов к планированию дорожных работ, в следствие чего существуют риски неэффективного расходования бюджетных средств. К примеру, в период 2020-2024 гг. в области разработано 48 проектов по ремонту дорог на сумму более 212 миллионов тенге, реализация которых не начато до сегодняшнего дня.
В десяти районах районах области и областном центре отсутствуют паспорта дорог, в результате чего подразделения местных исполнительных органов не владеют достоверными данными о протяженности дорог, их состоянии.
Местными исполнительными органами при заключении договоров на строительно-монтажные работы не предусматриваются гарантийные периоды, что дает возможность подрядчикам при выявлении некачественных работ уклоняться от исправления дефектов.
В двадцать одном проекте по среднему ремонту внутрипоселковых дорог вследствие несоблюдения требований нормативного документа превышены объемы инертных материалов (фракционный щебень) на 53 тысячи кубов, что послужило увеличению стоимости проектов на 208 миллионов тенге.